Фото и текст: Владимир Седов
Порой в поисках достойных фоторабот, сделанных профессиональным мастером, далеко ходить — и тем более ездить — не надо. Сотрудникам редакции DigitalPhoto, к примеру, достаточно всего лишь спуститься на пол-этажа ниже, где в своей студии „живет" и творит руководитель фотослужбы медиакомпании „Геймлэнд" и просто замечательный фотограф, мастер ночных пейзажей Владимир Седов.
Сейчас уже трудно найти работающего в жанре городского пейзажа фотографа, который обойдет стороной виды ночного мегаполиса — особенно если дело касается Москвы. За последнее время российская столица радикально изменила свой облик, и особенно ярко это проявляется, когда наступают сумерки и включается архитектурная подсветка. А ведь не так уж и давно — чуть больше 10 лет назад — в городе было куда темнее.
От кризиса до кризиса !998 год. Время, очень похожее на нынешнее. Тогда тоже был кризис, и свободного времени, увы, стало ощутимо больше. Дабы обрести душевное спокойствие, я стал устраивать длительные пешие прогулки по вечернему городу. Людей и машин становилось меньше, солнце уходило за горизонт, освещая небо бордовыми отсветами, и город наполнялся искусственным светом… И мне почему-то подумалось, что если бы в Москве стало больше таких эффектных объектов, как уже тогда подсвеченные здания „высоток", то это придало бы пейзажу совершенно иной, визуально куда более привлекательный образ. Вряд ли столичный мэр при всех его талантах обладает еще и способностью читать мысли — ему и своих хватает, и к тому же многое по силам, так что скоро концепция города, сияющего огнями, чудесным образом получила самое смелое воплощение. К этому времени мне уже доводилось экспериментировать со съемками подсвеченных зданий, и я сотрудничал с компанией Epson на предмет демонстрации возможностей струйной фотопечати, поэтому получил предложение сделать материал о ночном городе. Как раз тогда, когда в Москве все шире стала практиковаться архитектурная подсветка. Поскольку я использовал гибридную технологию, то есть пленка сканировалась, а дальше обрабатывалась на компьютере, и фотографии печатались на струйном принтере, то отказаться от такого предложения было сложно. Сочетание аналоговой техники и дальнейшей цифровой обработки и печати изображений стало для меня важным шагом на пути к полностью цифровой фотографии. То есть в моем случае начало новой эры в фотографии началось от обратного — не со съемки, а с конечного результата — готового снимка. Профессиональные цифровые камеры тогда уже существовали, но стоили как современные среднеформатные задники, а качество при этом обеспечивали куда худшее, чем нынешние любительские „зеркалки". О качестве, на которое были способны более доступные по цене модели, даже и говорить не стоит. Поэтому съемка продолжилась на пленку.
От гибрида…. Надо сказать, что пленка — очень благодатный материал для съемки в режимное время (непродолжительный промежуток времени на рассвете или на закате солнца, в течение которого яркость неба постепенно сравнивается с яркостью объектов съемки. Режимное время часто используется для съемки ночных пейзажей: для него характерны темное, но не черное небо и хорошая проработка пейзажа в нижней части кадра. — Прим. ред.). Искажения цвета, возникавшие от смешанного освещения и длинных экспозиций, придавали изображениям очень оригинальный вид. Краски получались хоть и неестественными, но необычайно насыщенными и яркими. Достигать такого результата по цвету позволял Photoshop, чему предшествовало сканирование на барабанном сканере в режиме максимального вытягивания деталей. Несмотря на то что, вроде, фотография отчасти уже была цифровой, вес съемочного оборудования от этого не уменьшался, тем более что съемка велась в основном на средний формат камерой Mamiya RB67. Поэтому пришлось позаботиться о легком и устойчивом штативе, для чего был выбран углепластиковый Gitzo 1349, который, кстати, исправно служит мне по сию пору. И я не случайно упомянул про устойчивость штатива: при диафрагмах f/16 или f/22 выдержки достигали 30 секунд, а то и минуты, поэтому дрожание могло привести к нерезкости. Но именно благодаря продолжительным экспозициям отражения в воде становились длиннее, следы проезжавших машин давали красивые линии, а люди просто исчезали из кадра. Наиболее качественно получались кадры в режиме, когда подсветка уже включалась, но небо было еще синего цвета или подсвечено закатным солнцем. При наступлении ночи фон становился полностью черным, и можно было получить очень интересные графические кадры с насыщенным цветом. Поскольку в городе немало мостов, а именно они одни из первых были оформлены светом, то вкупе с отражением в воде эти неотъемлемые части московского ландшафта стали для меня одними из самых привлекательных объектов съемки. Равно как сталинские „высотки" и Большой театр. Довольно быстро наша столица практически вся обрела ночной облик, по яркости и красочности едва ли не превосходящий дневной. И теперь достаточно выехать в центр города, чтобы увидеть массу интересного в этом плане. Только лучше делать это в выходной день, поскольку большая часть подсветки по будням просто выключена или горит не полностью. Во многих местах огни гаснут через час или два после полуночи, поэтому оптимальное время для съемок — от начала заката до часу ночи.
…до цифры На пленку я продолжал снимать до тех пор, пока не появился Canon EOS1Ds Mark II. Только эта камера смогла по своему уровню составить адекватную конкуренцию среднеформатной пленке. И с этого момента процесс съемки ночного города изменился довольно существенно. В первую очередь я обрел высокую мобильность. Хотя до района съемки я добираюсь на автомобиле, но по окрестностям по-прежнему перемещаюсь пешком, поскольку только так можно выбрать наиболее интересный ракурс. Раньше успеть отработать на средний формат несколько сюжетов за вечер было очень сложно. Порой просто не хватало пленки на все то, что хотелось запечатлеть. Теперь же можно сделать практически неограниченное количество вариантов, проще управляться с цветовым балансом и большим разбросом по яркости. В случае когда невозможно уместить на одном снимке света и тени, различные по температуре и спектру источники света, просто делается серия кадров с разной экспозицией или в RAW-конвертере выводятся картинки из одного кадра, разные по цвету и экспозиции, а потом все они аккуратно совмещаются в программе Photoshop. Например, красивые линии от фар проезжающих машин невозможно получить даже при достаточно длительной выдержке. Приходится делать последовательность кадров с устойчивого штатива, да еще, желательно, утяжеленного фотосумкой, и потом наиболее интересные следы совмещаются в одном кадре. Помимо этого, „цифра" позволила намного „широкоугольнее" и „телеобъективнее" взглянуть на город. Причем широкоугольные объективы —мои любимые. Оптики с таким фокусным расстоянием, как 14, 16, 18, 20 мм или более 200 мм в соответствующем пересчете на средний формат, практически нет, а те, что есть, находятся там, где обычно заканчиваются финансовые возможности. Современные малоформатные „зеркалки" позволяют путем нехитрых манипуляций получить качество, сопоставимое, а то и лучшее, чем дорогущие „цифробэки". Во всяком случае, это абсолютно справедливо в отношении уровня шумов. С появлением в моем арсенале камеры Canon EOS5D Mark II я смог с наименьшими затратами существенно повысить технический уровень кадров. Получить изображения с колоссальным разрешением позволяет панорамная головка. Для сшивки, в зависимости от сложности сюжета, использую программы PTGui 8 или PhotoshopCS4. Несмотря на то что цифра за счет большей мобильности и компактности очень упростила съемку ночного города, есть целый ряд других обстоятельств, проявившихся в последнее время, которые так или иначе ограничивают творческий порыв фотографа. Например, зеркальной камерой со штатива нельзя снимать на Красной площади и вблизи мостов. В одном случае вам потребуется разрешение ФСО, а в другом Гормоста, получить которые очень сложно. Можно снимать с рук, но ночью это весьма проблематично. Впрочем, есть ряд ухищрений, позволяющих обходить запреты. Мосты в отсутствие волшебной бумажки я снимаю с большого расстояния „телевиком": и перспектива красивая, и никто не беспокоит. Правда, когда требуется, я все же получаю необходимые разрешения, что называется, для съемки в упор. Очень интересные площадки для съемки ночной Москвы, помимо сталинских „башен", — это деловой центр Сити, современные высотные жилые дома. Но в большинстве случаев просто так туда не попасть, тоже нужны соответствующие разрешения от владельцев зданий. Хотя бывают и исключения, и в городе достаточно мест, где никто вас не побеспокоит — например, мост у храма Христа Спасителя, Манежная площадь, набережные Москвы-реки и Обводного канала. Также очень привлекательными объектами могут быть садово-парковые ансамбли, например Царицыно, где, на мой взгляд, ночью теперь намного красивее, чем днем. Серия фотографий об архитектурной подсветке этого дворцового ансамбля стала для меня одним из интереснейших проектов последнего времени, снятых цифровой камерой. Правда, иногда я думаю, что стоит снова вернуться в ночной город с пленочной камерой. Возможно, однажды я так и сделаю, но пока цифровая „зеркалка" стала для меня главным инструментом и в профессиональной работе, и в свободном творчестве. И в любом случае, как гласит фотографическая мудрость, снимает не камера, а фотограф. Чего я всем и желаю в ваших прогулках по ночному городу.
Источник: www.digital-photo.ru
|